→ Джеймс Бонд-агент 007 - 50 лет на экране или модный взгляд на старые вещи.Часть 2.

Здравствуйте,дорогие читатели и посетители кино-блога Магия Кино,рад приветствовать Вас снова.Продолжаю публиковать серию статей посвященных 50-ти летию бондианы и это вторая из пяти статей  которые идут одна за другой в хронологическом порядке.

В  первой части  мы начали знакомится с первыми четырьмя  фильмами бондианы, где агентом 007 был Шон Коннери, а его девушки не сильно различались между собой, соответствуя некоему стандарту красоты, за давностью лет плохо осознаваемому. Но время идет вперед, все больше внимания уделяется дизайну помещений, которые осчастливливает своим присутствием Бонд, а у bond girls потихоньку проступает личность.

  


1967 - You Only Live Twice (Живешь только дважды)


- Что за фигня? – подумали создатели бондианы. – Нас укоряют в том, что девушки у агента недостаточно хороши, точнее, неразличимы. Сейчас мы им покажем, что такое неразличимы.


И, злорадно потирая руки, перенесли действие фильма в Японию. Первое время мы действительно не понимаем, куда смотреть (и смотрим на первый женский гаджет в бондиане, клатч-радиопередатчик, мимими, хочутакойже). Но постепенно глаз фокусируется на существе женского пола, которое возникает в кадре с настойчивой регулярностью. 


 Это звезда японского кино 60-х, Акико Вакабаяси (справа), кумир миллионов, практически неизвестная в Америке и Европе. Она снималась с 17 до 30 лет. Ей было 20, когда фильм с ней в главной роли назвали «Акико» в ее честь. В 25 Вуди Аллен снял ее в своем первом фильме What's Up Tiger Lily?. 


Роль основной девушки Бонда изначально писалась Флемингом под нее, и хотя в процессе кастинг претерпел изменения, ее героиня все же была переименована из Суки в Аки – чтобы Акико легче игралось.

Начиная с «Живешь только дважды», бондиана наполняется безумными интерьерами, которые играют не меньшую роль, чем приглашенные звезды Востока. 


Чего стоит, к примеру, этот стол начальника с золоченой панелью, где посетитель видит себя как в зеркале. Или традиционное японское спа, выглядящее как ванная троглодита. Труженицы бань одеты в нечто среднее между купальником и нижним бельем – и весы склоняются в пользу последнего из-за нежно-розового оттенка ткани. 


Лифчики сидят все так же ужасно. Девочки, воздадим хвалу современной бельевой промышленности: идеальные формы стали нормой, ни единой сборочки не найдешь даже у самых бюджетных производителей.



После бесконечных китаянок и японок, как глоток свежего воздуха воспринимается рыжая немка Карин Дор, известная нашему зрителю по вестернам, что-то там про Виннету и Фу Манчу и капельку в роли хичкоковской блондинки («Топаз»).Но буквально через несколько сцен ее вытесняет большеротая Акико, и сразу становится ясно, вокруг кого все крутились на съемочной площадке.



Наконец примадонна изображает эстетичную смерть от укуса, и на сцену выходит истинная bond girl, фарфоровая куколка Миэ Хама. У нее мало экранного времени, но на ней Джеймс женится – впервые в истории Бондианы! Пусть для прикрытия, но с энтузиазмом. Она выглядит как идеальная девочка-жертва из манги, а потом еще и раздевается до трусов. Снова белый купальник, снова сидящий нелепо. И вся ее фигурка жалка и нелепа, однако мужская часть зала забывает дышать.

В начале You Only Live Twice звучит мысль «мужчина в Японии всегда первый, женщина всегда вторая», и Бонд отзывается тут же: «Пожалуй, перееду жить в Японию». В конце фильма женатый Джеймс, загримированный под японца (это отдельная потеха, ради которой сделаны аж несколько капсов – вглядитесь в это лицо с наклеенными веками и бровями), сутулясь и шаркая, плетется за молодой женой, тащит тяжкий скарб. 


На пристани подружки невесты, рыбачки в трусах, смеются: «Ну что, нашла себе муженька». Бонду остается только униженно улыбаться, ведь он не хочет быть замеченным, значит, надо вести себя послушным женатиком.
Последние 15 минут пятой серии бондианы – феминистские (хоть и иронически феминистские). 


Бастион мачизма постепенно поддается, по чуть-чуть. Но перед решающей схваткой Бонд, плывущий на восход, похож на вольного браконьера из Сорренто: в соломенной шляпе, блузе художника и с шарфиком на шее. Наш павлин снова расправил перья.



1969 - On Нer Majesty's Secret Service (На секретной службе Ее Величества )

В шестой серии на смену Шону приходит некто Джордж Лэзенби, по мнению некоторых экспертов – лучший из всех Бондов, по нашему мнению – ходячее недоразумение. Он неотесан, неэлегантен и попросту мужланист. А еще это его жабо…

Трейси, стервозного вида девушку Бонда играет Диана Ригг, звезда культового детективного сериала «Мстители» (равно как и Онор Блэкман, сыгравшая в бондиане Пусси Галор). Ее героиня, дочка теневого бизнес-магната, постоянно пытается свести счеты с жизнью, и только присутствие в этой самой жизни агента 007 бодрит ее. 


«На секретной службе Ее Величества» - первая серия бондианы, где одна bond girl безраздельно царит от первого до последнего кадра, блистая туалетами.

Фильм в целом смотрится нелепо. С одной стороны, Бонд впервые влюбляется, женится и тут же теряет свою возлюбленную (жестокая мелодрама). С другой, продолжает свои похождения на горнолыжном курорте в коллективе модно одетых дочек крупных и мелких промышленников (дань авантюрной бондиане). Вы уж определитесь, авторы!




Интерес в On Нer Majesty's Secret Service (На секретной службе Ее Величества ) вызывают прически и головные уборы. Массивные плетенки (ясно с использованием накладных прядей) у девушки Бонда, залихватская ракушка у Манипенни, огромная шляпа с принтом у нее же и фетиш всей девушек начала 70-х – пухлый обруч. У нас их с грехом пополам научились производить юные республики, но уже ближе к 80-м.




Начиная с этой серии, можно наслаждаться интерьерами. Перед нами альпийское шале с уклоном хай-тэк: мохнатый пол, замечательные кожаные кресла, люстра из перламутровых пластин. 


Единственный прокол (или умышленная ирония) – барочный телефон злодея Блофельда, который до тошноты плотно войдет в must have нуворишей всех континентов, а потом перекочует в разряд детских игрушек.


Сам Блофельд пока радует глаз своими накрученными ресничками и чувственными губами (в следующих сериях мы увидим его уже изувеченным и в исполнении иных, менее сексуальных актеров).



В шале лечится от аллергий цветник Блофельда, наследницы из разных стран мира: Германии, Китая, Ирландии, Австралии, Израиля и так далее. По идее, они одеты в свои национальные одежды, но из глубины веков их наряды смотрятся как экзотическая смесь дорогих вещей.

Особенно радуют шапки. Как нам, девчонкам 70-х, хотелось иметь такие же. Но в нашем распоряжении были только черные ушанки с запахом рыбы, который не выветривался годами и с каждым снегопадом звучал все настойчивее.




1971 - Diamonds Are Forever (Бриллианты навсегда)



Само собой, фильм полностью посвящен рекламе бриллиантов. Нам рассказывают, какие они бывают, как их добывают, продают и носят.




Авторы решили вернуть старого, милого сердцу народному Шона Коннери на роль Бонда, но оставить прием, испробованный в прошлой серии – девушка у агента всего одна, и на этот раз он ей не изменяет ни разу. Особу с говорящим именем Тиффани Кейс, типичную дурочку в бикини сыграла Джилл Сент-Джон (в реальной жизни у актрисы два высших образования).


Поскольку одежды на Джилл обычно немного, глаз ищет иной пищи и находит ее в интерьерах. Кода герои находятся на нейтральной территории, все вокруг тонет в тошнотворной американской пошлятине. Взять хотя бы этот пластиковое кресло-ванную-аквариум, в которой возлежит Тиффани в мехах и без воды. Как свежо на этом фоне смотрятся хищные лампы, блестящий кожаный диван и часть русского иконостаса в кабинете негодяя Блофельда.


Кажется, что теория связи современного дизайна с плохишами рушится в последней сцене: Бонд и Тиффани мурлыкают на борту теплохода в окружении зачетных кресел, и все, вроде бы, прекрасно. Но присутствие дизайнерских вещей означает, что расслабляться нельзя – зло рядом. И вправду через минуту в кадре появляется парочка наймитов.



Без слов: вилла Блофельда в пустыне, где он держит в роскошном заточении физика-ядерщика. Или космического инженера? Эффектное сочетание стали, камня и простора.


Впервые в бондиане появляются темы кэмпа и гомосексуальности в широком смысле. За кэмп (переодевание мужчины в утрированную женщину) здесь отвечает Блофельд, а комедийная парочка геев выступает на стороне зла (а что вы хотели от бондианы?).



1973 - Live and Let Die (Живи и дай умереть)

В центре повествования – жизнь и ритуалы негров, вчерашних рабов. А значит – бирюльки вуду, яркие шмотки и Барон Самеди, самая колоритная фигура Сантерии и всего фильма.На его фоне меркнут целые две красотки Бонда: типичная афро и абстрактная полу-восточная девица.



Эпоха Шона Коннери закончилась. На смену ему пришел красавец из каталога Роджер Мур. Поначалу он кажется пластиковым, но саркастические гримасы, которые он корчит по делу и без него, позволяют зрителю быстро привыкнуть к новому Бонду. К тому же, Роджер куда элегантнее Шона – признаем это честно. В кадре Мур не щеголяет странными нарядами, как это любил делать Коннери, зато демонстрирует отличные бытовые приборы (не пистолетом единым жив агент 007).



Поскольку фильм снят в стиле blaxploitation, наши черные братья изображаются в нем без почтения. Высмеивается их тяга к генеалогии на европейский манер, манера ходить в коже и мехах посреди лета, носить разноцветные купальники. Девушкой Бонда становится несчастная гадалка Солитер, которую бьют и унижают богатые негры. Намек на азиатский разрез глаз позволяют одевать британку Джейн Сеймур в пестрые этно-костюмы в восточном стиле. Тут тебе и Индия, и Индонезия, и Китай, и Монголия – словом, все, что было модно в начале 70-х.



В следующий раз мы увидим, как быстро трансформируется бондиана в семидесятые.